Из порта риги в центр. Рижский свободный порт



Рижский морской порт

торговый, советский порт на Балтийском море, расположен в приустьевой части р. Даугава, в 12 км от Рижского залива. Основан в 1201. Развитию порта способствовало строительство сети железных дорог в России (1861-89), соединивших Ригу с обширными рынками и источниками сырья. В начале 20 в. Р. м. п. по объёму торговли был первым экспортным портом России. В 1875-96 построены таможенная гавань, причалы в Милгрависе, Андреевская гавань, портовый элеватор и др. После 1-й мировой войны 1914-18 и в период существования в Латвии буржуазного режима (1920-40) грузооборот сократился.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 порт подвергся значительным разрушениям. Восстановительные работы были завершены в первые послевоенные годы. К 1960 закончены реконструкция портовых сооружений и насыщение перегрузочными современными механизмами. К 1970 построены новые причалы, склады, производственные и бытовые объекты, морской пассажирский вокзал. Грузооборот в 1974 превысил 6 млн. т различных грузов, порт посетило более 1500 морских и океанских судов, из них более 600 иностранных судов под флагами 26 государств. Перегружаются генеральные грузы (бумага, цемент, хлопок и др.), навалочные (уголь, хромовая и медная руды и др.), металлы, оборудование и т.д.

Порт оснащен кранами, способными перемещать грузы весом до 100 т. Обрабатываются контейнерные суда, суда с горизонтальным способом погрузки и разгрузки, они круглосуточно обслуживаются лоцманами, мощными буксирами, автотранспортом и др. В 1974 комплексно-механизированным способом было перегружено 93% грузов. Р. м. п. - базовый порт Латвийского пароходства. Имеется судоремонтный завод.

В. В. Понятовский.

Лит.: Сколис Я. Я., Жихарев Н. А., Хмелев Н. С., Рижский морской порт, Рига, 1974.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Рижский морской порт" в других словарях:

    Военный порт имени Александра III в Либаве; значимая военно морская база Российской империи в регионе Балтийского моря. Содержание 1 Первый этап строительства базы 1.1 … Википедия

    Год формирования Страна Российская империя Подчинение В составе … Википедия

    Страна Российская империя Тип Военно морские силы Участие в Рус … Википедия

    Рига, столица Латвийской ССР. Крупный индустриальный, научный и культурный центр, транспортный узел, морской порт. Расположена на берегах р. Даугава (Западная Двина), у её впадения в Рижский залив Балтийского моря. В пределах города Даугава… …

    I Рига столица Латвийской ССР. Крупный индустриальный, научный и культурный центр, транспортный узел, морской порт. Расположена на берегах р. Даугава (Западная Двина), у её впадения в Рижский залив Балтийского моря. В пределах города… … Большая советская энциклопедия

    - (Латвияс Падомью Социалистиска Република) Латвия (Latvija). I. Общие сведения Латвийская ССР образована 21 июля 1940. С 5 августа 1940 в составе СССР. Республика находится на С. З. Европейской части СССР, с З.… … Большая советская энциклопедия

    Европа - (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора Большая советская энциклопедия

Рижский свободный порт (латыш. Rīgas brīvosta ) - крупный порт на восточном побережье Балтийского моря , расположен в Риге , столице Латвии . Протянулся на 15 километров по обоим берегам реки Даугавы внутри городской черты, площадь территории порта составляет 1962 га , акватории - 6348 га. Навигация осуществляется круглогодично. Большую часть грузооборота составляют транзитные грузы с и на территорию СНГ . Основными объектами грузооборота являются уголь , нефтепродукты , лесоматериалы , удобрения и контейнерные грузы. В то время как Вентспилсский свободный порт и Лиепайский порт специализируются на экспорте , значительной частью деятельности Рижского свободного порта является импорт . В начале 2000-х годов поступающие в Рижский порт грузы составляли 70 процентов от объёма входящего грузооборота всех вместе взятых латвийских портов.

В 2012 году Рижский свободный порт занял 4 место по общему грузообороту среди портов восточной Балтики (после Приморска , Санкт-Петербурга и Усть-Луги) и 3 место по контейнерному грузообороту (после Санкт-Петербурга и Клайпеды). Общий грузооборот порта в 2015 году составил 40,055 млн тонн.

История

Со времени своего основания Рига являлась прежде всего торговым и перевалочным пунктом, поэтому её развитие было непосредственно связано с морской торговлей. Первой гаванью для поселения служило так называемое Рижское озеро - расширение русла реки Риги . В XIII веке город вошёл в Ганзейский союз , и на Рижском озере вырос крупный порт. Основными продуктами экспорта в то время являлись пушнина , древесина , воск , лён и конопля .

В конце XV - начале XVI века главный порт города перемещается на Даугаву. Основу товарооборота в это время составляют ткани, металл, соль и рыба. В следующие полтора столетия город последовательно переходит в руки поляков (1581), шведов (1621) и русских (1710). В Российской империи порт играл важную роль, на начало XX века занимая третье место среди портов государства по объёму внешней торговли и первое - по экспорту древесины. В каждую из мировых войн город попадал в немецкую оккупацию - перед этим портовое оборудование эвакуировалось, а некоторые здания уничтожались. За годы советской власти порт расширился: контейнерный терминал, построенный в начале 1980-х годов на острове Кундзиньсала , на момент введения в эксплуатацию являлся одним из крупнейших в СССР.

С принятием Латвией независимости начинается современная история порта.

См. также

Напишите отзыв о статье "Рижский свободный порт"

Примечания

Отрывок, характеризующий Рижский свободный порт

«Где оно, это высокое небо, которое я не знал до сих пор и увидал нынче?» было первою его мыслью. «И страдания этого я не знал также, – подумал он. – Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?»
Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять всё то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились.
Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей стреляющих по плотине Аугеста и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения.
– De beaux hommes! [Красавцы!] – сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку.
– Les munitions des pieces de position sont epuisees, sire! [Батарейных зарядов больше нет, ваше величество!] – сказал в это время адъютант, приехавший с батарей, стрелявших по Аугесту.
– Faites avancer celles de la reserve, [Велите привезти из резервов,] – сказал Наполеон, и, отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами).
– Voila une belle mort, [Вот прекрасная смерть,] – сказал Наполеон, глядя на Болконского.
Князь Андрей понял, что это было сказано о нем, и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно всё равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил об нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.
– А! он жив, – сказал Наполеон. – Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и свезти на перевязочный пункт!
Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Лану, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору.
Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить.
Первые слова, которые он услыхал, когда очнулся, – были слова французского конвойного офицера, который поспешно говорил:
– Надо здесь остановиться: император сейчас проедет; ему доставит удовольствие видеть этих пленных господ.
– Нынче так много пленных, чуть не вся русская армия, что ему, вероятно, это наскучило, – сказал другой офицер.
– Ну, однако! Этот, говорят, командир всей гвардии императора Александра, – сказал первый, указывая на раненого русского офицера в белом кавалергардском мундире.
Болконский узнал князя Репнина, которого он встречал в петербургском свете. Рядом с ним стоял другой, 19 летний мальчик, тоже раненый кавалергардский офицер.

Порт Рига (57°03" N, 24°03" O)оборудован в устье реки Даугава. Он является самым крупным портом в Рижском заливе и одним из наиболее значительных портов в Балтийском море. Перед входом в устье реки Даугава расположен Рижский рейд. В устье реки Даугава через бар, образованный наносами реки,ведет огражденный входной канал.

От устья реки Даугава в порт Рига ведет форватер. Плаванье по форватеру

Осуществляется по створам светящихся знаков. Границы порта:

Акватория порта включает в себя нижнее течение Реки Даугава от входа в устье до городского моста. Границей Рижского рейда с юга является береговая черта с севера параллель(57°07")сев.шир. , с востока и запада - меридианы 24°05 "и 23°53 " вост. Долг.

Приметные пункты.

На подходе к порту Рига хорошо приметны водонапорная башня(57°03" N, 24°02 "O) , красная башня с чёрной крышей, а также мачты ЛЭП, трубы города Рига.

Гидрометеорологические сведения.

Уровень воды в порту зависит от уровенного режима реки Даугава. При паводках уровень воды может подняться на 2,5 м, а при нагонных

ветрах – до 2м относительно среднего многолетнего уровня.

Наибольшее падение воды в реке до 1м относительно среднего многолетнего уровня наблюдается

в меженный период. Течение реки летом очень слабое, а весной скорость

его достигает до 3х узлов. Порт Рига замерзает на 4 мес. Плаванье в зимний период поддерживается с помощью ледокола.

ЛОЦМАНСКАЯ СЛУЖБА:

Лоцманская проводка для всех торговых судов следующих в порт или из порта, обязательна. Лоцман встречает суда у светящегося буя №1 (57°07"N , 23°57" O). При неблагоприятной штормовой погоде суда следуют в порт и из порта за лоцманским катером. При выходе из порта проводка производится до светящего буя №1.

Портовые средства и оборудование: Порт Рига хорошо механизирован, здесь имеется много различных кранов (в том числе и плавучих кранов), барж, буксиров,обеспечивающих погрузочно –разгрузочные работы. В пределах порта Рига вдоль обоих берегов

реки Даугава, укреплённых набережными, оборудованы причалы.

Рижский рейд.

Расположен у входа в устье реки Даугава. Рейд открыт ветрам,дующим от SW через N до NO , поэтому осенью, когда эти ветра являются годспотсвующими якорная стоянка на рейде небезопасна. Глубины на рейде 15-20 м грунт держит якоря хорошо. Лучшее якорное место на Рижском рейде находится в 4 милях на 310 градусов от маяка Даугавгрива, западнее светящего буя №1 .

Устье реки Даугава: Длина реки 1020км. В среднем течении река используется для сплава леса. Река в пределах порта Рига делится на несколько рукавов и протоков.Берега здесь песчаные,большая часть укреплена дамбами и набережными. Вход в устье реки защищён западным и восточным молами, выступающих к NW от берега.Ширина входа между оконечностями молов 2,3кбт.Вход в устье реки преграждён баром, который простирается на 1,5 мили от берега. Через бар в реку ведёт подходной канал.

Маяк Даугавгрива (57°04"N , 24°01"O) установлен на левом берегу устья реки Даугава.

  • Адрес: Eksporta iela 3A, Ziemeļu rajons, Rīga, LV-1010, Латвия;
  • Площадь территории порта: 1962 га;
  • Грузооборот: 40 млн. тонн;
  • Сайт: rigasosta.lv;
  • Время работы: каждый день с 09:00 до 18:00.

– один из трех крупных латвийских портов на Балтийском море (два других – Лиепайский и Вентспилсский). Это самый большой пассажирский порт в . История порта

Благодаря своему расположению Рига всегда была центром морской торговли. В конце XV в., с началом эпохи массовых морских грузовых перевозок, порт города переместился с реки Ридзене на , и в последующие годы из Риги морем возили ткани, металл, соль и сельдь. В XIX в. были сооружены Западный и Восточный мол. На начало XX в. через порт осуществлялся масштабный экспорт древесины. Пассажирский морской порт был построен в Риге в 1965 г. В начале 80-х гг. на острове Кундзиньсала был сооружен один из крупнейших на тот момент контейнерных терминалов в СССР.

Сейчас морской порт Риги протянулся на 15 км вдоль берегов Даугавы. Площадь территории порта составляет 19,62 км², вместе с акваторией – 63,48 км².


Достопримечательности порта

В морском порту Риги есть что осмотреть. На территории порта находятся 3 заказника: островок Милестибас, заказник Вецдаугавы и заказник Кремери – места гнездования десятков видов птиц, в том числе охраняемых.

На восточном моле расположен Даугавгривский маяк. Нынешний маяк стоит здесь с 1957 г. До этого его дважды взрывали – в ходе Первой и Второй мировых войн. А впервые маяк построили на этом месте в XVI в.


Рядом с молом Мангальсалы в бетон замурованы Царские камни: на одном указано, что 27 мая 1856 г. здесь побывал император Александр II, на втором отмечена дата визита цесаревича Николая Александровича – 5 августа 1860 г.


Туристы любят гулять вдоль берега и фотографироваться на фоне моря – на память остаются красивые снимки.

Грузовые и пассажироперевозки

Рижский порт специализируется на импорте и является пунктом транзита грузов с территории и на территорию стран СНГ. Объекты грузооборота – уголь, нефтепродукты, древесина, металлы, минеральные удобрения, химические грузы и контейнеры.

Грузооборот порта непрерывно рос в 2000-е гг., достигнув максимума в 2014 г. (41080,4 тыс. т), после чего произошло небольшое снижение показателей.

Ежедневно между и Стокгольмом курсирует грузопассажирский паром, перевозку осуществляет эстонская компания Tallink (судна Isabelle и Romantika).


Как добраться?

Пассажирский терминал находится недалеко от центра города. Добраться до него можно несколькими способами.

  1. Дойти пешком. Дорога от памятника Свободы займет не более 20 мин.
  2. Сесть на трамвай № 5, 6, 7 или 9 и прокатиться до остановки «Бульвар Кронвальда».
  3. Доехать на автобусе-шаттле от отеля Tallink Hotel Riga.