Дети в социальных сетях. Дети и социальные сети — разрешить или запретить

У моей хорошей подруги есть дочка Вероничка. Ей совсем скоро исполнится 2 годика – тот самый нежный возраст, когда малышка познает мир и учится его понимать. Она бегает, играет, смеется, капризничает – это ее самые первые самостоятельные действия. Она реагирует на все: игрушки, прикосновения, знаки внимания. Но больше всего эмоций у нее вызывает телефон. И если раньше она еще была не особо привередливой, и пульт или игрушка ей могли заменить телефон, то сейчас она строго выбирает сенсорный смартфон, причем iPhone в приоритете. Сейчас она уже без проблем может не только разблокировать экран, но и залезть в интернет и найти интересную игру. Как? Не могу себе даже представить, как она это делает.

И если Вероника делает это не осознано, и телефон для нее – это просто игрушка, с яркой и реагирующей картинкой, то для более взрослых детей – это нечто другое. Для них это уже удобный инструмент для достижения различных целей — образования, развлечений, общения. И, конечно же, можно без сомнения сказать, что наибольшей популярностью у юзеров смартфона пользуются социальные сети. Хорошо ли это? Ну, или, наоборот, плохо? Я очень часто слышу мнение, что социальные сети для детей очень вредны, ведь они перестают общаться вживую, у них не развивается эмпатия. Но это ли самое страшное, что может случиться с ребенком в интернете?

Психологи в один голос твердят, что социальные сети – это вред для молодых мозгов, что дети еще не сформировались как личности и не могут адекватно оценивать свое поведение в интернете, не могут фильтровать информацию, которая к ним поступает. В социальных сетях у детей формируется «свой» мир, они зацикливаются на «своих» интересах, не умеют нормально общаться в реальном мире, хотя бы потому, что при общении в инете у них всегда есть время подумать над ответом, есть возможность от него уйти. Они не видят глаз, не слышат интонацию человека, не умеют искренне сопереживать. Они живут в другой реальности, общаются с «интересными» людьми. Там они сами другие, они становятся теми, кем бы хотели быть в реальности. Перенести Тот мир в offline очень сложно. И если вовремя ребенка оттуда не достать, то из маленького интернет-пользователя вырастет взрослый социопат. А если еще учесть 24-часовое сидение за компьютером и тыканье большим пальцем по экрану смартфона, то к социопатии можно добавить целый букет заболеваний – от плохого зрения до ортопедических проблем.

Сам я придерживаюсь другой точки зрения. Мы живем в такое время, когда миром владеет не тот, кто владеет информацией, а тот, кто умеет ее правильно находить. Интернет – это одновременно и кладезь различных сведений, и, конечно же, свалка информационного мусора. Именно поэтому, только умея пользоваться интернетом, социальными сетями, форумами и находить по-настоящему верные и правильные факты, ты становишься центром современного мира. В социальных сетях, и в интернете в целом, человек формируется как полноценная личность, он сам может выбирать ту информацию, которая ему интересна, которая ему нужна для развития. А для того, чтобы ребенок мог эту информацию правильно отбирать, нужно родительское внимание, чуткость и много любви. Важно не упустить момент, когда социальные сети из разряда «игр» перейдут в разряд «жизнь». Находясь с детства в центре информационных полей, ребенок готовит на будущее базу, которая поможет ему найти свое место в жизни: работу, увлечение, возможно, даже семью.

Но вот недавно я наткнулся на одну статью в «Новой газете» про группы в социальной сети, в которых детей склоняли к суициду. Это целая разветвленная сеть групп, в которых все устроено как квест, все до ужаса продумано. Нужно сначала пройти по куче ссылок, чтобы дойти до самой главной группы, а потом продвигаться по разным уровням, выполняя задания. Попадают в эту игру «на смерть» не все. За 50 дней, которые ребенку отводятся на прохождение всех уровней, отбираются самые достойные. Именно они потом и должны совершить суицид. Сомнительная награда, правда? Но на протяжении «отбора» ребенку настолько «пропахивают» мозг, меняют сознание, подменяют моральные ценности, что самоубийство становится для них целью, к которой они стремятся. Игры играми, но за полгода существования таких групп жизнь самоубийством покончили 130 школьников. Вот такая вот ерунда происходит иногда в социальных сетях. И вот это по-настоящему вызывает страх и опасения не только за сознание и развитие детей, но и за их жизнь.

Очень важно помнить, что длительное нахождения в социальных сетях несет вред здоровью, хотя бы потому, что из-за сидячего положения, в котором ребенок проводит долгое время, у него могут возникнуть: искривление и даже травмы позвоночника, из-за плохого обмена веществ может возникнуть ожирение и гормональные нарушения. В общем, болячек можно получить множество. Поэтому очень важно быть внимательным к вашему ребенку и с детства объяснять ему, как нужно сидеть и сколько времени можно проводить за компьютером.

Социальные сети уже стали неотъемлемой частью нашего мира. Сегодня нет человека, который бы не слышал про ВКонтакте, Facebook или Instagram. Не давать ребенку сидеть в социальных сетях — значит вырывать его из современного мира, а каждый родитель, конечно же, хочет, чтобы в будущем его ребенок стал успешным. Любое новое вызывает страх и негатив — во времена Гуттенберга, например, книга считалась главным злом. Время меняет очень многое. Страхи и риски сегодня, да и во все времена, есть повсюду, и от этого никуда не деться. Самое главное, чтобы дети были нужны своим родителям. Чтобы их волновали даже самые незначительные проблемы своих чад, чтобы они их любили, играли в игры, уделяли им время, замечали самые маленькие изменения в жизни деток. Создавали условия для развития ребенка, читали ему книги, ходили с ним в кружки, разговаривали на разные темы.

Я наблюдаю, как растет Вероника, как она общается с родителями, как они смотрят на нее и играют с ней в игры. И мне становится спокойно за ее будущее, как в реальном мире, так и в виртуальном. И я надеюсь, что общаться она будет одинаково спокойно и со сверстниками на улице, и с юзерами в социальных сетях, а зарегистрируется она там уже совсем скоро, в этом сомнений нет.

В январе 2019 ВЦИОМ провел опрос взрослых и подростков (14–17 лет) по вопросам, касающимся влияния социальных сетей на их поведение.

Как следует из его результатов, подростки (и это ожидаемо) чаще совершеннолетних граждан пользуются интернетом и соцсетями. Воздействие социальных сетей на подростков сами подростки и взрослые оценивают по-разному: большинство 14–17-летних респондентов считают, что сети не оказывают на них существенного влияния, отрицательным его назвали 22%, положительным – 19%, большинство взрослых считает его отрицательным, 16% – незначительным и лишь 10% – положительным.

Большинство опрошенных всех возрастов утверждают, что находили в сети преимущественно положительный контент: в лидерах – призывы к здоровому образу жизни и помощи животным.

Сцены насилия видели 28% подростков, пропаганду наркотиков – 16%, призывы к самоубийствам – 19%, среди взрослых – 32, 11 и 5% соответственно. Вероятно, что многие давали социально одобряемые ответы, тем не менее они во многом отражают сетевые запросы пользователей сети в разных возрастах.

Показательно, что все респонденты отмечают, что интерес подростков к «плохим» группам в соцсетях сформирован не самими сетями, а реальными проблемами школьников : 49% подростков считают, что такой интерес вызван реальными психологическими проблемами, 31% – конфликтами со сверстниками и 29% – отсутствием родительского контроля, среди взрослых – 33, 24 и 38% соответственно. Только 15% взрослых и 11% подростков считают, что люди интересуются такими группами из-за их доступности в соцсетях.

Другое мнение у эксперта по ИТ-безопасности Игоря Ашманова. В России насчитывается 12,9 миллиона последователей сообществ, посвященных травле в интернете, из которых 3,5 миллиона – это подростки, сообщил он.

"Там реально токсичный контент, построенный по принципу воронки вовлечения, как в маркетинге, и этому вовлечению довольно трудно сопротивляться. Это все в открытой сети мы видим, только на втором-третьем-четвертом уровнях воронки общение уже переходит в закрытые чаты и группы…", - сказал эксперт.

"В интернете полно абсолютно токсичного контента, к которому у детей и подростков никакого иммунитета нет, и он не появится от того, что ему будут раздавать брошюры, например, о том, что в интернете бывает опасно", - сказал Ашманов.

Он заявил, что выступает за фильтрацию опасного контента. "Обычно говорят, что нам нужна свобода, и мы просто должны научить детей, лучший фильтр находится в голове ребенка. Но проблема в том, что подавляющее большинство родителей вообще ничего не понимают в технологиях, научить ничему не могут, поставить фильтр родительского контроля не могут и не будут этого делать. И в школах тоже их не научат – в частности, потому что учитель часто не является авторитетом", - считает Ашманов.

Социальные сети: дети и родители

По данным опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ) , проведенного в декабре 2015 года (опубликовано 01.03.2016), только 10% детей старше 6 лет не пользуются социальными сетями. Вопрос задавался респондентам, у которых есть проживающие с ними дети старше 6 лет, – отвечали 36% интернет-пользователей.

  • 6% - Контролировать жизнь ребенка
  • 3% - Узнать новости в жизни ребенка, что у него происходит
  • 2% - Посмотреть фотографии, видео
  • 2% - Просто интересно
  • 1% - Общаться с ребенком
  • 1% - Другое: «случайно», «домашние задания», «отслеживаю, когда ребенок пришел из школы»
  • 88% - Затрудняюсь ответить, нет ответа

А вот с какой целью дети просматривают страницы своих родителей:

  • 6% - Посмотреть фотографии, видео
  • 6% - Узнавать новости в жизни родителей, что у них происходит
  • 3% - Общаться с родителями
  • 2% - Просто интересно
  • 1% - Дарить «подарки»
  • 1% - Другое: «посмотреть их высказывания, записи их», «наблюдаю, когда в последний раз выходили в социальную сеть. Если давно не выходили, есть повод позвонить», «мама освещает рецепты», «если произошла какая-то неполадка и ее надо устранять – только в этом случае»
  • 84% - Затрудняюсь ответить, нет ответа
  • В начале 2014 года проводился опрос московских школьников и их родителей об использовании социальных сетей. Оказалось, что 44% детей проводят в социальных сетях около трех часов в день. С одной стороны, это много, с другой - оказалось, что больше половины из них отличники. То есть ни соцсети, ни интернет не мешают детям учиться и развиваться.

    Сегодня социальные сети занимают в жизни человека очень много времени. Это касается не только взрослых но и детей. Ребенок больше подвержен влиянию социальных сетей, нежели взрослый. У жизни в социальных сетях есть как минусы, так и плюсы.

    Подкаст создан в рамках реализации проекта «1 июня!» Пропаганда интернет безопасности в детской и подростковой среде».

    Наш гость:
    Детский психолог Кондрашова Евгения https://vk.com/kondrashova_eugenia

    Видео формат интервью ребенок и социальные сети:

    Расшифровка интервью ребенок и социальные сети .

    Сергей: Добрый вечер, уважаемы радиослушатели, с Вами снова я Сергей Ананьев. И сегодня у нас в гостях замечательный человек. Детский психолог.

    Евгения: Меня зовут Кондрашова Евгения. Я работаю с детьми и со взрослыми. Собственно с детками и их родителями. Детки у меня разного возраста: это как и совсем маленькие, так и подростки. Ваша тема она больше актуальна для подростков на текущий период.

    Сергей: Безусловно. Все мы так или иначе представляем, что как говорил Владимир Семенович Высоцкий: «Все мы родом из детства».

    Евгения: Да, все от туда, и проблемы от туда, и у родителей, которые приходят с вопросами про своих детей тоже есть запросы про себя и про то как с ними правильно взаимодействовать.

    Сергей: Я бы хотел, знаете что спросить: Как нам заложить, как родителям, как людям старшего поколения, как заложить нам основы правильного поведения детей в социальных сетях? С какого возраста правильно начинать делать это?

    Евгения: Знаете, вопрос интересный. Возраста конкретного нет. Считается, что определенные приложения, если почитать статьи, с 13 лет, с 16, 17, 18. Какие то родители ограничивают, что категорически нельзя делать. Запрещать, отбирать телефоны, гаджеты. Запрещать регистрироваться в социальных сетях при желании ребенка — нельзя этого делать. У нас есть в Алтайском крае случай в городе Барнауле в том числе, когда у ребенка забрали телефон с соц. сетями и он закончил жизнь суицидом. Возраст подростковый он очень кризисный и подростки склонны принимать резкие решения, ну такие категоричные, максимально резкие. И то что у него забрали телефон - это очень сильно повлияло, то что забрали связь с миром. Поэтому в первую очередь, как выстроить эти взаимоотношения ребенка и соц. сетей, интернета - это наверное, быть другом . Ну то есть, договариваться, помогать, рассказывать про то какие есть соц. Сети. Хотя, дети сами расскажут какие они есть, не только же контакт и фейсбук их вообще тьма тьмущая.

    Сергей: А что делать в том случае когда социальная сеть для ребенка становится неким альтер эго. То есть в обычной жизни он один, а в социальных сетях он представляет себя в каком то другом свете.

    Евгения: А это вот как раз интересный момент. Были случаи в практике. Девочка подросток 15 лет. Она очень зажатая, в обычной жизни. Она замкнутая, она не делится ничем с родителями. Опять же почему? Потому что ее не принимают такую, какая она есть. А в соц. сетях в определенных группах она находит поддержку. И это не так плохо на самом деле. Она там реализуется. Она рисует различные анимационные картинки. Она нашла там поддержку. «Что, да, у тебя классно получается».Она начала писать рассказы про эти картинки. И начала продвигаться, условно говоря. Нашла себе там друзей и свою компанию. Поэтому, в этом случае ее интернет, условно говоря, спас, в социум вывел. Потом она в определенный момент поняла, что, но тут ребенок еще осознанный попался, что она сильно затягивается в соц. сети. Обратилась к маме. Они пришли ко мне. Она начала чуть чуть оффлайн встречи устраивать с этими ребятами, которые у нас в городе. То есть, тут надо чуть чуть помочь.

    Сергей: Помочь. Ну а как родителю в этой ситуации находиться. Ну представьте, Ваш ребенок час, два, три сидит?

    Евгения: Родитель должен задать себе вопрос: Зачем? Вот это самое основное, чего родители не задают. Они говорят: ты неправильно делаешь. То есть, все что родитель транслирует чаще всего ребенку. Опять же от большой любви, это - в критику идет: «ты опять сидишь за компьютером?», «ты сделал уроки?», «чего ты там такого интересного нашел?», «Ой, опять ты со своей ерундой». То есть, все это, если перевести на язык подростка: «То что ты делаешь - это дрянь!». Ну по факту.

    Сергей: Тут действие от противного. Все таки если мы наблюдаем, вот как у моих хороших знакомых девушка 14 лет, девочка довольно неплохо учится в школе. Но вот при непосредственном общении, отобрали телефон, и я стал участником просто душещипательной истории, когда слезы, сопли, какие то переживания, действительно как будто человека отсоединили от аппарата искусственной вентиляции легких, или от аппарата жизнеобеспечения. Как с этим бороться? Это ведь явный признак какой то уже интернет зависимости?

    Евгения: Это явный признак интернет зависимости. Абсолютно правы. И как с зависимостью работать - это один вопрос. Но первое- родители уже допустили ошибку они границы нарушили. Подростковый возраст - это возраст выстраивания своих границ. И они берут и их нарушают. Она уже от них ушла в соц. сеть чтобы они ее границы не нарушали. А они берут и забирают вот эту связь с миром где ей комфортно. Поэтому первое что нужно делать - не забирать а договариваться. Хорошо Вы забрали. У меня вот забирали у еще одной клиентки - девочки, 13 лет, забрали телефон, но она не сильно расстроилась. Она приходила в школу и выходила с аккаунта телефона подруги. Я у мамы спрашиваю - ну и что? Она: «Ну как то вот мы думали, что она извиниться, будет делать уроки и вообще станет хорошей, удобной». Поэтому бороться с зависимостью, она на самом деле, зависимость штука такая, даже если есть, то ее можно только перенаправить, ну в более конструктивное, положительное русло. Нужно во первых задать вопрос - зачем? Она там сидит просто потому что у нее нет никаких интересов, в плане ну не проявляет себя никак? А там она значима, тогда в какой сфере? Может быть она там смотрит фешен блоги, мейкап или еще что то. Узнать что ей интересно? И сказать, а давай мы на курсы тебя запишем? У нас их сейчас тьма тьмущая. Ну как то в оффлайн режим ее вывести. То есть ниточку проложить к реальной жизни. Это первй момент что нужно делать с зависимостью. Второй момент — люди зависимые, ну как часто говорят - бросаешь курить - ешь конфеты, бросаешь есть конфеты - занимаешься спортом, ну в какую то более конструктивную зависимость перевести ее в конструктив. А сделать это можно исходя из интересов. Родителю важно понять что его подростку интересно. Тут очень интересный момент. Родители говорят: ему ничего не интересно, он сидит в интернете. Что он там делает?

    Сергей: Безусловно интерес какой то есть.

    Евгения: Конечно! Он же что то там делает? Мальчики играют в компьютерные игры. Вот еще одна зависимость - игровая. Ну он там что получает? Он там крутой, он там успешный.

    Сергей: Ну он реализует себя как особь мужского пола.

    Евгения: То есть, видимо в жизни он этого не получает. Так нужно задуматься над этим. Тут очень важно, чтобы папа показал - как я себя в жизни как мужчина проявляю. Или папа чешет живот на диване. «И перестань играть, заниматься ерундой.»

    Сергей: Я понимаю, интерес какой то есть, просто, мы его можем не наблюдать. Это такая вершина айсберга. А как быть в таком случае, когда действительно интереса как такового нету, но сам факт общения в социуме, ну так называемый флуд в сети. Когда просто подростки часами сидят по телефону разговаривают или общаются в социальных сетях. Представьте такой ребенок выпадает из этого общения. Что будет он испытывать? Он становится социальным изгоем, в какой то степени.

    Евгения: И это тоже. И поэтому не надо забирать у них телефоны и гаджеты. Потому что там же тоже общение. Сейчас дети действительно, я конечно как бабушка буду звучать, но они не гуляют на улице, не общаются в компаниях, не играют в какие то игры дворовые. Ну там, может быть безопасность какую то сохраняют родители, можно их понять. И они переходят в онлайн пространство, это нормально. Какие то интересные видео, блоги, сообщества, они получают от туда информацию. Поэтому просто так их оттуда забирать, отбирать и говорить, что вот мы тебя наказали - это не правильно.

    Сергей: Ну понятно, запрет он никогда не приводил ни к чему хорошему. Считаете ли Вы, что проблемы с интернет зависимостью, с провалом детей в сеть — это все таки проблема родителей и проблема воспитания? Или это проблема общества и современного научного прогресса какого то?

    Евгения: Все вместе. Все вместе, потому что современного научного прогресса в том числе. Родители - они же тоже в телефонах. Очень многие. Катастрофически. В таком случае я семье советую: «Вы делайте час тишины на вечер. Только все убирайте по честному телефоны. Не забрали телефон у ребенка, а папа в компьютере в танчики играет, мама по телефону с подружкой говорит, а ты плохая, ты наказана». Ну это несправедливо. Вы устраиваете час тишины где все без телефонов на самом деле. Это такое по честному решение общее. Это первый момент. Второй момент — да, современное общество оно очень информационное. Оно быстрое, динамичное. Ну как без соц. сетей, без интернета? Без этих всех новомодных слов. Мне вот иногда транслируют их. Я недавно узнала что такое «хайп» и прочее. Ну потому что не сильно я в этой теме, в интернете не много времени провожу. И опять же, интернет — это еще и образовательный ресурс. Поэтому, просто забрать и сиди дома читай Достоевского, ну да не плохо. Но нужно идти в ногу с современным миром.

    Сергей: Это безусловно. А вот если рассмотреть гипертрофированный случай: Когда ребенок в социальных сетях становится объектом насмешек, подвергается шантажу какому то. К сожаления, это имеет место быть даже в среде сверстников, я уж не говорю… Что же предпринять родителям ребенка? Какие то может быть меры предосторожности?

    Евгения: Ну тут видите, первый момент - это профилактика. Если родитель с ребенком довольно близко общается, ну в меру конечно. Он все равно должен предупредить ребенка: ты публикуешь информацию в соц. сетях, но в рамках разумного, то есть личные адреса, какие то откровенные фотографии, чрезмерно как то не раскрываешься и пишешь то что ты готов сказать в лицо. То есть, как то подготовить своего ребенка. Если каждый родитель о своем ребенке позаботится, то таких случаев кибербуллинга, так называемого, троллинг, я не знаю как это еще назвать, разные варианты, травля, если по русски. То они сократятся, эти случаи. Но они все равно есть. Почему? Потому что гораздо проще, если тебе что то не нравится, выразить это в комментарии, чем в живую сказать. Чем опасен кибербуллинг, так это тем, что он круглосуточный. Если травля в школе, как раньше было там, подразнили тебя, ты пошел домой, спрятался там и все. То тут, как бы это очень жестко. Это очень сложно, были случаи когда дети с этим сталкивались. Они создавали фейковые странички, выставляли фотографии одноклассников.

    Сергей: Да вот в том то и дело. Мы сталкиваемся, к сожалению, с какими то анонимным, имперсональным каким то подходом. Потому что, как Вы говорите, создаются какие то фейковые страницы, просто где людей оскорбляют. В то же время и родителям как оценить этот вопрос? Он же не может ворваться в частные переписки?

    Евгения: Тут видите, варианты какие. Есть конечно те родители, которые врываются, тоже не очень по честному, ну тогда свою давай переписку читать. А разные системы безопасности, которых сейчас довольно много, они есть, чтобы как то ограничивать. У ребенка все равно должен формироваться внутренний самоконтроль. И какая то культура в первую очередь из семьи идет , во вторую очередь - это в школах, профилактика должна быть . В этом случае должна быть профилактика. Ну и конечно, если родитель отследил, что ребенок «хейтерит» кого то. Тут очень нужно серьезно разговаривать. Потому что подобные вещи они доводят до суицида детей, в том числе. Потому что если ты не принимаешься своим обществом, если ты изгой, ну все как бы, для подростка жизнь закончена. Ну и для подростков информация, что есть телефон доверия , по которому можно позвонить 8-800-2000-122. Он и для взрослых и для детей и для подростков.

    Телефон доверия для детей, подростков и их родителей

    8-800-2000-122

    Сергей: То есть это так называемая интернет скорая?

    Евгения: Грубо говоря, да. Если тебе совсем тяжело и ты не можешь прямо сейчас обратиться к маме с папой, потому что стесняешься. Друзьям не расскажешь тоже по каким то причинам, можно звонить.

    Сергей: Чем чревато? Набрали этот номер телефона. Это чревато попаданием в какой то список?

    Евгения: Ничем. Это вообще анонимно. Позвонить по телефону поддержки - это абсолютно анонимно и большое количество обращается.

    Сергей: Просто одно время, серьезно была раздута какая то компания. По телевизору показывали тоже горячую линию, но только по проблемам социального плана, когда родители, например ругаются. Или Вам страшно что нибудь. После этих анонимных звонков семьи попадали в списки для проверок соц защиты.

    Евгения: Нет. У нас такого нет.

    Сергей: Это хорошо. И еще один такой простой вопрос: Что делать, если вот все время запрещали, все время врывались, все время поступали так как не надо было поступать, чтобы помочь вашему ребенку. А тут Вы в один прекрасный момент осознали. Как в том фирменном: «Сергей, мне 28 лет, я алкоголик, дружный хлопот». Вы начинаете действовать к ребенку так как надо, но доверие уже потеряно и он не хочет с Вами идти на контакт. Он будет понимать, что Вы что то задумали. Ждет какой то подставы. Что в этом случае делать?

    Евгения: Ну в первую очередь вот эти свои решения, что родитель принял, понял, решил изменить свое отношение к интернету, соц сетям и ребенку во всем этом. Нужно озвучить это ребенку. «Извини меня, я вот так раньше реагировал. Сейчас начинаю понимать, то что я взрослый, не значит что я все знаю.»

    Сергей: Это знаете, наступить на ложное эго свое…

    Евгения: Тут знаете, что дороже. Эго или отношение с ребенком. В праве выбирать каждый родитель. Никто же не заставляет. Просто сказать по честному: «Я буду стараться, но ты давай тоже, давай вместе, помоги мне». Потому что признаться, попросить помощи, это дети подростки они уважают. А если просто: «Я вот передумал. Я теперь буду к тебе по другому относиться. Иди сюда на вот тебе твой телефон.» Ну это унизительная позиция. Тоже получите обратку от подростка. Это ему не понравится это никому не понравится.

    Сергей: Самая большущая наверняка ошибка можете поправит меня если я не прав. По большому счету, разница между взрослым человеком и ребенком, зачастую, заключается только в возрасте. В каких то вопросах социального плана они по большому счету ничем не отличаются от взрослых людей. В этом ошибка, что мы относимся к ним, как к каким то инопланетянам. А уж про то что они ничего не знают и ничего не умеют, все плохо…

    Евгения: Тут знаете, каждый родитель, в большинстве своем, мне хочется в это верит, — он любит своего ребенка. Он ведь забирает и говорит, опять ты в телефоне, опять ты в компьютере, не от зла. В таком случае просто скажи - ну я там переживаю, что ты там глаза испортишь, давай поболтаем с тобой, а не в привычном формате предъявы. Но это сложно. С нами так не общались. Потому что и время другое было, сейчас дети другие. И у нас есть возможность вместе с ними изменяться, совершенствоваться.

    Сергей: Большущее спасибо! Был очень рад с Вами пообщаться.

    Евгения: Вам спасибо.

    Вконтакте

    Для нынешнего ребенка интернет – не просто источник увлекательного контента, это часть среды его существования. Дети в социальных сетях проводят все больше времени. Попробуем разобраться, насколько это полезно или вредно.

    Дети в социальных сетях. Плюсы и минусы.

    Не так давно, мамы и папы сокрушались по поводу чрезмерного увлечения их чад компьютерными играми. На первый взгляд обоснованно. Основной аргумент заботливых родителей — сидение за монитором и отсутствие физических нагрузок плохо влияют на здоровье.

    На самом деле все немного иначе. Ученые провели исследование, результаты которого показали, что компьютерные игры по затратам энергии не уступают физическим нагрузкам! Кажется неимоверным, но это правда. Причем, чем выше интенсивность игры, тем больше энергии тратится. Ученые пришли к удивительному выводу – компьютерные игры с высокой интенсивностью улучшают состояние сердечно-сосудистой системы у деток. Но сегодня видеоигры незаметно ушли на второй план. Теперь у родителей другая головная боль – дети в социальных сетях. И как в случае с предыдущим увлечением детей, мамы и папы видят в новом веянии только ужасное.

    Сами по себе социальные сети для детей не являются ни хорошими, ни плохими. Это как говорить об улице. Ребенок выходит во двор и решает с кем дружить. Конечно, компания может быть навязана сверстниками, но все равно от малыша многое зависит. Он сам выбирает – стать хорошим или плохим. То же с социальными сетями. Именно от ребенка зависит, будут они полезными или вредными. Отлично, если родители подтолкнут к хорошему, покажут и расскажут. Но это получается не всегда. Итак, какие для детей есть плюсы и минусы социальных сетей?

    Плюсы:

    1. Возможность общаться с друзьями, родными и близкими. Особенно, если они находятся в другом городе или стране.
    2. Саморазвитие и учеба. В социальных сетях много информации в виде познавательных фильмов, книг, программ для изучения языков, уроков и мастер классов.
    3. Компьютерная грамотность. Пользуясь социальными сетями, ребенок в форме игры изучает некоторые основы компьютерной грамотности, и учиться работать с приложениями.

    Минусы:

    1. Нежелательный контент. Агрессия, насилие, порнография, — к сожалению, информации подобного рода в сети предостаточно. Согласно исследованиям, ВКонтакте – социальная сеть, наиболее опасная для детей в этом плане.
    2. Зависимость от социальной сети. Слишком долгое времяпрепровождение в социальных сетях чревато зависимостью. По статистике в Украине каждый пятый ребенок тратит на соцсети в суме один день в неделю. Зависимость чревата ухудшением успеваемости и общего самочувствия.
    3. Проблемы с осанкой. Постоянное сидение вызывает проблемы со здоровьем. Кроме осанки, от недостатка физических нагрузок страдает общее самочувствие ребенка.
    4. Потеря навыков реального общения. В социальных сетях дети общаются «заочно». Они ведут себя более расковано, чем в реальном мире. Иногда, даже слишком. Как следствие, общение оффлайн кажется сложнее, чем оно есть на самом деле.
    5. «Facebook-депрессия. Ученые Хьюстонского университета провели исследования, по результатам которого оказалось, что пользователи социальной сети подвержены депрессивным расстройствам больше других. Дело в том, что мы видим. Люди размещают на своих страницах наиболее радостные события в жизни, новые покупки. Когда пользователь листает ленту новостей с яркими фотографиями друзей, его собственная жизнь кажется скучной и неинтересной. Причем Facebook — социальная сеть, которая в Украине, пока, менее распространённая. В нас «болезнь» имела бы название «депрессия-ВКонтакте».
    6. Фишинг. Это попытка злоумышленников под маской надежной организации получить конфиденциальную информацию (данные банковских карт, пароли и т.д.) путем сообщений. На такие уловки и взрослые попадаются, что уже говорить о детях.
    7. Кибербуллинг. Социальные сети используются для рассылки угроз, оскорблений и запугивания. К сожалению, от кибербуллинга чаще всего страдают дети до 16 лет.

    То, что сети идут во вред ребенку, можно распознать по следующим признакам:

    • сомнительные друзья в фрэндлисте малыша;
    • ребенок тратит деньги на игры и другие виртуальные развлечения;
    • ухудшение осанки и зрения;
    • агрессия по отношению к Вам, если Вы пытаетесь «оторвать» его от компьютера или планшета;
    • отказ от общения с друзьями в режиме оффлайн.


    Во-первых , создать доверительные взаимоотношения в семье. Это не так просто, если их не было до увлечения социальными сетями. Ребенок должен знать, что с Вами можно поговорить обо всем на свете.

    Во-вторых , задуматься о своем поведении. Сколько времени проводите в соцсетях Вы? А как часто пользуетесь гаджетами во время завтрака, или другого совместного времяпрепровождения? Вот-вот, ребенок – наше маленькое отражение.

    В-третьих , подружитесь в сетях с малышом. Будьте готовы, что дети не всегда на это соглашаются. Лучше договориться, иначе рискуете стать частью тех 76% родителей, которые понятия не имеют, чем их дети занимаются в социальных сетях.

    Дети в социальных сетях: запретить нельзя позволить

    В среднем, украинские родители позволяют ребенку пользоваться Интернетом с 8 лет. Социальные сети «принимают» пользователей с 13. Будем честными, детям это не мешает. Что стоит прибавить несколько годиков и создать аккаунт? Но сейчас не об этом. Ограничения по возрасту существуют не просто так. Это рекомендация родителям. Марк Цукерберг считает, что вековой ценз пора пересмотреть в сторону снижения. Павел Дуров, наоборот, не видит в этом необходимости. Позволять или запрещать, контролировать или отпустить в свободное плаванье — конечный выбор останется за мамами и папами. Главное, чтобы жизнь ребенка была яркой, насыщенной и интересной. Тогда виртуальный мир социальных сетей станет дополнением к миру реальному и, возможно, даст малышу много полезного.

    05.04.2011 09:44 В отличие от поколения 80-90-х, у нынешних детей имеется огромная возможность общаться - это детские социальные сети, они позволяют учиться и развиваться в сети Интернет. Безусловно, они найдут в мировой сети много полезного, но встает вопрос о том, чтобы оградить их от негативной информации, которая может плохо отразиться на его воспитании, а возможно и на психике.

    Первое, что обещают разработчики подобных сервисов, это жесткая модерация ресурса, в результате чего исключается вся ненужная информация со страниц сети. Родители могут быть спокойны за своих детей, так как, в таких социальных сетях они не смогут встретить вредные приложения, видеоролики или картинки. Здесь все безобидно и по-детски. Они общаются между собой, создавая клубы по интересам, в которых в основном весь смысл сводится к объединению любителей разнообразных мультфильмов, сериалов или фанатов звезд. Дети обмениваются фотографиями, музыкой и рассказами о своей семье, друзьях и домашних питомцах. Здесь же проводится множество конкурсов на поделки, рисунки и другие творческие творения.

    Сайты проверены и разрешены для просмотра детям, категория сайтов 0+.

    1. «Смешарики» Smeshariki.ru ориентирован на дошкольный возраст и начальные классы. Зарегистрировавшись здесь, дети получают возможность общения с любимыми героями мультфильма, получения от них различных советов и просмотра учебных видеороликов.

    2. «Бибигон» Karusel-tv.ru создан для детей школьного возраста холдингом ВГТРК. Здесь, кроме общения и развития, дети могут принять участие в конкурсах с настоящими призами, играть в различные развлекательные и обучающие игры.

    3. «Твиди» Tvidi.ru предназначен для подросткового возраста и отличается от других большим количеством контента и более взрослыми темами. В данной детской социальной сети подростки обсуждают свои проблемы, общаются на темы игр, моды, кино, образования

    4. «Класснет» Сlassnet.ru – школьная социальная сеть создана для общения молодых людей с 1 по 9 класс. Здесь можно найти друзей обсудить школьную программу поучаствовать в школьном КВНе и проверить себя в интеллектуальными тестами.

    5. «Страна друзей» Stranadruzey.ru – детская социальная сеть общего развития, всестороннее развитие ребёнка школа и домашние дела, важные поручения родителей и личное пространств, здесь можно обсудить всё и найти ответы на все подростковые вопросы.

    6. «Лунтик» World.luntik.ru – сеть для самых маленьких детей от одного года! Здесь ребёнок может окунуться в мир сказочных героев российских и зарубежных мультиков и историй, а родители будут спокойно наблюдать, как осваивает мир и развивается их ребёнок.

    7. «Минибанда» Minibanda.ru – сайт в первую очередь предназначен для общения родителей на разные детские темы и ведение дневника своего ребёнка. Основная цель сайта обмен опытом между родителями. А в этом помогут специальные углубленные разделы, где взрослые могут рассмотреть важные вопросы, связанные с детьми: беременность, здоровье детей, отдых, детское творчество и другое.

    8. «Webkinz» Webkinz.com – детские виртуальные персонажи, с которыми можно играть на сайте, очень похожи на Тамагочи. Особенность сайта в том, что вы покупаете настоящую детскую игрушку в магазине с секретным кодом. Этот код является входом на сайт, где ваш ребёнок будет играть с виртуальным двойником игрушки.

    9. «Maaam» Maaam.ru – социальный проект для мам и работников дошкольного образования. Методические разработки, простые советы как провести обучение и досуг самых маленьких с фото-отчётами и личными страницами вы найдёте на этом сайте.